ФЭНДОМ

Шахта «Распа́дская» — крупнейшее угледобывающее предприятие в России. Расположена в 11 км севернее Междуреченска (Кемеровская область). Входит в состав ОАО «Распадская».

Краткие сведения о шахте Править

Шахта «Распадская» расположена в юго-западной части Томь-Усинского геолого-экономического района Кузбасса. С запада, востока и севера шахтное поле ограничено детально разведанными участками: Распадским, Береговым, Распадским XII и Распадским VI-VII-VIII; с юга примыкают безугольные отложения нижних горизонтов ильинской подсерии. Рельеф шахтного поля характеризуется большой расчлененностью глубокими логами и долинами рек Ольжерас, Чебол-Су, Еловая, Крутая, Глухая. Рыхлые четвертичные отложения развиты по всей площади шахтного поля и представлены главным образом делювиальными суглинками и глинами с включениями слабообкатанной гальки и щебня коренных пород. Юрские отложения на площади шахтного поля залегают в границах блока 2, в западной части блока 3 и отдельными пятнами на уклонных полях блоков 4 и 5. Мощность юрских отложений колеблется от 0 до 280 м. По сложности геологического строения участок относится ко второй группе, юго-западная часть - к третьей.

Угленосные отложения шахтного поля относятся к кольчугинской серии верхнепермского возраста. Подразделяются они на две подсерии – ильинскую и ерунаковскую. Основной угленосной толщей шахтного поля является ильинская подсерия, которая подразделяется (снизу вверх) на казанково - маркинскую и ускатскую свиты. Отложения ерунаковской подсерии встречаются на небольшой площади в северо-восточной части поля и представлены нижними горизонтами ленинской свиты.

Угленосные отложения включают 37 пластов угля, 34 из них имеют промышленное значение. Мощные пласты (9-10, 7-7а, 6-6а) и пласты средней мощности (12, 11, 10, 9, 3-3а) отрабатываются шахтой в настоящее время.

Подготовка шахтного поля Править

Шахтное поле разделено на 4 блока, вскрытие каждого блока самостоятельное. На горизонте +70 м блоки связаны между собой западным и восточным полевыми штреками, предназначенными для передачи угля конвейерным транспортом к наклонным стволам. Схема подготовки выемочных полей по пластам в каждом блоке - панельная. Блок 3 на гор. +75,6 м вскрыт вертикальным стволом диаметром 8,5 м. Пласты 3-За, 6-6а и 7-7а имеют собственные околоствольные дворы, кроме того, для вскрытия пластов 9, 10 и 11 с пласта 7-7а пройдены наклонные вентиляционный и конвейерный квершлаги.

Блок 4 на гор.+70 м вскрыт вертикальным стволом диаметром 8,5 м. Пласты 6-6а и 7-7а имеют собственные околоствольные дворы. Пласты 6-6а, 7-7а, 9, 10, 11 и 12 вскрыты наклонным, главным путевым и главным конвейерным квершлагами. Для выдачи угля на поверхность в блоке пройдены западный и восточный наклонные стволы. Кроме того, в на¬стоящее время ведутся работы по завершению строительства вентиляционного ствола 4, который вскрывает горизонт -200 м (параллельно производится углубка наклонных стволов). Блоки 5 и 5а на гор. +80 м вскрыты вертикальным стволом диаметром 8,5 м. Пласты 6-6а, 7-7а, 9-10 и 11 имеют собственные околоствольные дворы. Кроме того, упомянутые пласты дополнительно вскрыты северным путевым и наклонным квершлагами. Пласт 4-5 вскрыт путевым и конвейерным квершлагами, проведёнными с пласта 6-6а.

Система разработки Править

Отработка пластов производится длинными столбами по простиранию с полным об¬рушением пород кровли. Выемка угля производится с помощью механизированных комплексов типов КМ-138. КМ-130, КМ-145, КМ-142 и JOY. Порядок отработки лав - нисходящий (кроме лав на пласте 10 в блоке 3). Календарный график отработки очистных забоев по пластам представлен в таблице 2.

Подготовительные выработки по углю проводятся комбайнами типа ГПКС, А-110, ПТ-120. АМ-75 и JOY. Подготовка лав производится спаренными штреками (один штрек по¬гашается при отработке лавы, второй сохраняется для нижележащей лавы). Выработки по породе проводятся на БВР с погрузкой горной массы погрузочными машинами. Пройденные выработки крепятся анкерной крепью с полимерным закреплением анкеров, борта и кровля перетягиваются металлической сеткой. При неустойчивых боковых породах используется металлическая рамная крепь с перетяжкой кровли и бортов сеткой (ж/б затяжкой).

Аварии Править

8.05.10 - см. Авария на шахте "Распадская" 8-9 мая 2010 года