ФЭНДОМ

Силикоз — наиболее распространенное и тяжело протекающий вид пневмокониоза, профессиональное заболевание легких. Характеризуется диффузным разрастанием в легких соединительной ткани и образованием характерных узелков. Силикоз вызывает риск заболеваний туберкулезом, бронхитом и эмфиземой легких.

Болезнь чаще наблюдается у горнорабочих шахт и рудников (бурильщиков, забойщиков, крепильщиков), рабочих литейных цехов (пескоструйщиков, обрубщиков, стерженщиков), рабочих производства огнеупорных материалов и керамических изделий.

Силикоз развивается в результате длительного вдыхания пыли, содержащей кремний в свободной форме. Это хроническое заболевание, тяжесть и темп развития которого могут быть различными и находятся в прямой зависимости как от агрессивности вдыхаемой пыли (концентрация пыли, количество свободной двуокиси кремния в ней, дисперсность и т. д.), так и от длительности воздействия пылевого фактора и индивидуальных особенностей организма.

Cимптомы и течение болезни Править

Заболевание развивается исподволь, как правило, у людей c большим стажем работы в условиях воздействия пыли. В начальных стадиях болезни больной ощущает нехватку воздуха, особенно при физической нагрузке, боль в груди неопределенного характера, редкий сухой кашель. Если больной обратился к врачу даже в начальных стадиях заболевания, при тщательном обследовании можно определить ранние симптомы повышения воздушности легочной ткани (симптомы развивающейся эмфиземы). При выраженных формах заболевания одышка беспокоит даже в покое, боль в груди усиливается, появляется чувство давления в грудной клетке, кашель становится постоянным и сопровождается выделением мокроты. Больной теряет аппетит, чувствует усталость, часто поднимается температура. Курение ускоряет развитие болезни. Часто силикоз сопровождается хроническим бронхитом. Появление этих симптомов требует немедленного обращения к врачу.
Нелеченый силикоз может вызвать серьезные нарушения не только в легких, но и в сердце. Болезнь отличается наклонностью к прогрессированию даже после прекращения работы в условиях воздействия пыли, содержащей двуокись кремния. Нередко силикоз осложняется туберкулезом легких, что приводит к смешанной форме заболевания — силикотуберкулезу.

Развитие болезни Править

  • Частицы диоксида кремния проникают в альвеолы и остаются в них.
  • Макрофаг (белые клетки крови) пытаются поглотить и вывести опасные частицы из легких.
  • Диоксид кремния приводит к тому, что клетки макрофага разрываются и выпускают вещество в легочную ткань, таким образом, появляются рубцы (фиброз).
  • Рубцы начинают расти вокруг частиц диоксида кремния, что приводит к формированию узелков.

Предотвращение заболевания Править

  • Применение вытяжной вентиляции в месте работы.
  • Использование заменяющих песок материалов при абразивоструйной очистке, например, купершлак.
  • Использование респираторов, эффективных для защиты от диоксида кремния.