ФЭНДОМ

Краснодон – город областного подчинения Луганской области. Общая площадь – 0,0773 тыс. км2 или 7733 га. Город расположен в юго-восточной части Донецкого кряжа и занимает водораздел реки Большая Каменка (приток Северского Донца). Расстояние до областного центра (г.Луганск) – 51 км, до ближайшей железнодорожной станции (станция Краснодон) – 7 км.
Краснодонскому городскому совету подчинены города Молодогвардейск, Суходольск, поселки городского типа: Краснодон, Изварино, Урало-Кавказ, Горный, Энгельсово, Северо-Гундоровский. Краснодарский, а так же села Западное, Светличное, Широкое, Новосемейкино.

История Править

Еще в 1910 году началась промышленная разработка угля на территории современного поселка Краснодон. Земли, принадлежавшие богатым казакам Сорокинской и других волостей гурта станицы Гундоровской Донецкого округа Войска Донского, брали в аренду представители акционерных обществ Урало-Кавказской и Московско-Казанской железных дорог, торговые дома, отдельные предприниматели на разные сроки с условием разведки и освоения угольных месторождений.
Рудник, состоявший из ряда шахт, заложенных вблизи хутора Сорокино (возник в XVII веке) и названный его именем, первый уголь выдал на-гора в 1914 году. Это и является датой основания города. Рудник быстро рос и развивался, в 1916 году на руднике насчитывалось 776 шахтеров, на хуторе Сорокино уже проживали 3105 человек. В следующем году были оборудованы новые шахты – одна вертикальная и три наклонных. В 1917 году в поселке открылась первая школа. Медицинское обслуживание обеспечивали три шахтных медпункта, в которых трудились 8 врачей и 16 фельдшеров.
По окончании гражданской войны разрушенные шахты были восстановлены и модернизированы, началось строительство новых. К 1935 году трест «Сорокинуголь» объединял 25 шахт, накануне войны их было уже свыше 40.
Указом Президиума Верховного Совета Украины от 28 октября 1938 года поселок Сорокино был отнесен к категории городов и переименован в Краснодон. К этому времени в нем проживало 22 220 человек. Вокруг города возникло несколько поселков городского типа: Краснодон, Первомайка, Изварино, Урало-Кавказ и другие.
Еще в конце 20-х годов на пустыре был разбит парк и несколько скверов, активно велось жилищное строительство. Перед Великой Отечественной войной были построены и открыты больница, три школы, три горнопромышленных училища, клубы имени Горького и Ленина.