ФЭНДОМ

Го́рловка — город областного значения в Донецкой области Украины. По территории города протекает река Корсунь (приток Крынки, бассейн Азовского моря). Железнодорожный узел.

Центр Горловско-Енакиевской агломерации.

Административное деление Править

Горловка занимает территорию 422 км², из них 80 % под застройкой. На одного жителя приходится 340 м² зелёных насаждений.

Имеется 3 административных района:

  1. Калининский район
  2. Никитовский район
  3. Центрально-Городской район

Население Править

292,25 тыс. жителей (2001) с территориями, подчиненными горсовету 314,66 тыс. жителей. Количество населения на начало 2007 года — 272,4 тыс. человек. Сократилось за период с переписи 1989 года на 16 % в результате оттока и отрицательного естественного прироста.

Рождаемость — 6,6 на 1000 человек, смертность — 18,6, естественная убыль — −12,0, сальдо миграции отрицательное (-1,8 на 1000 человек).

История Править

Первые поселения в районе Горловки появились в начале XVIII века, тогда запорожскими казаками и беглыми крестьянами были основаны хутора вдоль рек Корсунь, Железная и Кодыма. Для укрепления границ Российской империи царское правительство формирует во второй половине XVIII века славяно-сербские поселенческие полки, в состав которых входят сербы, хорваты, словенцы, сбежавшие от австрийского угнетения, а также украинские и русские крестьяне и казаки. Полки делились на роты, которые основали отдельные поселения на территории современной Горловки.

В 1754 году возникает село Государев Байрак (теперь — территория города). В 1776 году зимовники и хутора в балке Сухой Яр и в урочище Жёваный Лес слились в слободу Зайцево, южную часть которой назвали Никитовка, в честь одного из её жителей — Никиты Девятилова. В 1795 году в селе Государев Байрак и слободе Зайцево (оба — в черте современной Горловки) насчитывалось 6 514 человек, в слободе Железная в 1884 году — 3 529 жителей. В 18001805 годах образовываются хутора Щербиновский, Нелеповский. Возникает слобода Железная. Заселяют её преимущественно переселенцы из Харьковской губернии. В начале XIX века тут были открыты залежи угля, появились крестьянские мелкие шахты.

С началом строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в 1867 году основан рабочий посёлок, названный в честь горного инженера П. Н. ГорловаГорловкой.

Символика Править

В 2000 году был утверждён новый герб Горловки, разработанный заслуженным художником Украины Леонидом Толстовым.

Экономика Править

  • Каменноугольная промышленность:
  • машиностроительная:
    • машиностроительный завод имени С. М. Кирова — сейчас ЗАО «Горловский машиностроитель» по выпуску угольных комбайнов
    • Новогорловский машиностроительный завод — бурильные установки, станки для дегазации угольных пластов, породопогрузочные машины и другое. Предприятие контролирует около 85 % украинского рынка бурильной техники и оборудования для механизации поверхности шахт.
    • рудоремонтный завод
    • авторемонтный завод
  • химическая:
    • Концерн «Стирол» — крупнейшее (после ЗАО «Северодонецкое объединение Азот») химическое предприятие Украины
    • Горловский казённый химический завод
  • коксохимическая: Горловский коксохимический завод
  • легкая:
    • швейная фабрика «Горловчанка», ранее специализировавшаяся на пошиве легкого женского платья, теперь по заказу американцев по их лекалам и из их сырья и фурнитуры изготавливает сложные модели женских курток и брюк
    • фабрика трикотажного полотна
  • пищевая:
    • мясокомбинат
    • молокозавод
  • горнодобывающая промышленность:
    • Никитовский ртутный комбинат (не эксплуатируется)
    • в поселке Гольмовский, входящем в состав Горловского горсовета, возрождается Никитовский доломитный завод — ныне ООО «Никитовский огнеупорный комбинат»
  • деревообрабатывающая промышленность
  • электроэнергетика: управление Донбасской электроэнергетической системы Национальной энергетической компании (НЭК) «Укрэнерго» (бывшее ПЭО «Донбассэнерго»), в зону диспетчерского управления которой входят Донецкая и Луганская области. Протяженность собственных линий электропередачи Донбасской ЭС в одноцепном измерении составляет 4 095,6 км. Донбасская ЭС эксплуатирует 29 подстанций 220—750 кВ.

Из общего числа занятых в народном хозяйстве около 40 % работают в промышленности.

К настоящему времени в городе закрыты три шахты («Кочегарка», им. Н. Изотова и «Кондратьевская») из девяти существовавших. Высока вероятность остановки ещё четырёх убыточных шахт, что по мнению специалистов, может повлечь за собой экологическую катастрофу: воду, заполнившую пустые выработки, придется откачивать со всего поля Северного и Южного падения угольных пластов Центрального района Донбасса (их протяженность около 30 км). Под Горловкой может образоваться огромное подземное озеро, что будет иметь непредсказуемые последствия. Трудно решается и проблема трудоустройства высвобожденных шахтеров: создание новых рабочих мест практически не финансируется государством. Все это говорит о том, что проводимая реструктуризация отечественной угольной промышленности не до конца продумана. В 1998 году правительством принято решение о специальном режиме реструктуризации Никитовского ртутного комбината. Горно-металлургический комплекс комбината ликвидируется, на его базе создаются самостоятельные дочерние предприятия. В их числе — госпредприятие гидрогеологической защиты выполнения горных работ на угольных шахтах Горловки и Дзержинска, а также защиты территорий жилых массивов и участка канала «Северский Донец—Донбасс» от подтоплений, смещения, провалов земной поверхности.

После долгого простоя вновь запущенны батареи горловского коксохимического завода.

За 2009 год объем реализованной промышленной продукции в действующих ценах составил 4,2 млрд.грн.