ФЭНДОМ

Сайт переехал.
Новый адрес сайта

Авария на шахте «Юбилейная», расположенной в г. Новокузнецке Кемеровской области произошла 24 мая 2007 года в 11.24 местного времени в выработках выемочного участка 16-15.
«Юбилейная» принадлежит объединению «Южкузбассуголь», которое также владеет шахтой «Ульяновская», где в марте 2007 года произошла одна из крупнейших подобных аварий. Тогда погибли 110 человек.

Ход аварии Править

После аварийного сигнала, горным диспетчером был задействован план ликвидации аварии по роду аварии «взрыв» с вызовом на шахту Новокузнецкого ОВГСО.
На момент аварии в шахте находилось 217 человек: 194 рабочих и 23 инженерно-технических работника. В аварийно-спасательных работах принимали участие подразделения Новокузнецкого, Кемеровского и Прокопьевского ОВГСО, которые обследовали горные выработки и вели работу по ликвидации аварии. В результате было обнаружено смертельно травмированных 38 человек, 179 человек были выведены на поверхность. Позже еще один рабочий скончался в больнице.

Причины взрыва (официальная версия)Править

Первый осмотр аварийного участка членами комиссии по расследованию состоялся через три дня - 27 мая 2007 года. Группа из 5 человек во главе с председателем комиссии Малаховым А.Н. спустилась в шахту. На следующий день к работе в лаве приступили эксперты.
При обследовании аварийного участка комиссией установлены место и источник возникновения взрыва. Первоначальная вспышка метановоздушной смеси произошла в очистном забое лавы 16-15 у выемочного комбайна SL-300 в районе вводного устройства питающего кабеля из-за короткого замыкания поврежденных жил на корпус комбайна.
При работе комбайна из-за обрыва гибкой тяги, соединяющей кабелеукладчик с комбайном, некачественно выполненной и не соответствующей заводскому исполнению, произошло недопустимое натяжение комбайнового кабеля, приведшее к частичному выдергиванию его из вводного устройства. В результате чего была нарушена взрывозащита кабельного ввода, с последующим коротким замыканием поврежденных жил кабеля на корпус комбайна, что явилось источником воспламенения метановоздушной смеси.
При полной загрузке лавного конвейера и существующей конфигурации очистного комбайна, происходил вынос взрывоопасной концентрации метана с отбитого угля из-под комбайна непосредственно в зону вводного устройства комбайнового кабеля, где произошло короткое замыкание.
По классификации аварии, при изучении характера воздействия на крепь горных выработок, изоляционные сооружения, средства пылевзрывозащиты, электрооборудование, механическое и термическое воздействие на пострадавших, члены комиссии пришли к выводу: произошедшую аварию на шахте «Юбилейная» классифицировать как взрыв метановоздушной смеси и угольной пыли, как и на шахте «Ульяновская».

Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский заявил, что авария произошла из-за несанкционированного вмешательства в систему газоконтроля, в результате чего датчики не отреагировали на выброс метана.
Кроме того, комиссия Ростехнадзора установила 35 лиц, ответственных за допущенную аварию, в том числе:

  • Анохин Юрий Кузьмич — начальник смены, зная положение о неудовлетворительном состоянии газовой обстановки и пылевзрывозащиты на смене, приостановив горные работы, не принял соответствующих Должностной инструкции мер по обеспечению надежного проветривания для нормализации газовой обстановки и мер пылевзрывозащиты в руководимой им смене.
  • Батин Виктор Владимирович — главный инженер шахты — не организовал и не обеспечил действенную систему контроля за созданием безопасных условий труда на шахте. Снизил требовательность к руководимой им технической службе, ИТР производственных и вспомогательных участков в обеспечении нормального проветривания, пылегазового режима, взрывозащиты выработок и оборудования.
  • Гладков Александр Степанович — горный мастер участка по добыче угля N2 — при ведении очистных работ (в процессе выемки угля комбайном в лаве) не осуществлял контроль содержания метана в рудничной атмосфере на месте ведения работ, не принял мер по обеспечению пылевзрывобезопасности на выемочном участке.
  • Дьяконов Сергей Александрович — горнотехнический инспектор Управления по промышленной безопасности ОАО ОУК «Южкузбассуголь», не обеспечил закрепленный за филиалом «Шахта Юбилейная» контроль в вопросах промышленной безопасности и выполнение мероприятий по борьбе с пылью и пылевзрывозащите горных выработок.
  • Лаврик Георгий Владимирович — генеральный директор ОАО ОУК «Южкузбассуголь» — не обеспечил контроль за соблюдением безопасных условий труда на филиале «Шахта Юбилейная».
  • Храмцов Виктор Иванович — начальник Управления по промышленной безопасности ОАО ОУК «Южкузбассуголь» — не организовал работу Управления и контроль в вопросах промышленной безопасности.

Кроме того в результате расследования аварии на шахте «Юбилейная» ОУК «Южкузбассуголь» комиссия определила мероприятия по предупреждению аварий (по всем угольным шахтам России).

Экономический ущерб от аварии составил 167,7 млн. рублей.