ФЭНДОМ

Сайт переехал.
Новый адрес сайта
Авария на Зыряновской

Авария на шахте «Зыряновская» произошла 2 декабря 1997 года во время пересменки второй и третьей смены на пласте №14 в очистном забое. Основной причиной был указан человеческий фактор. Якобы комбайнёр качалкой комбайна раздавил самоспасатель, который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

Погибло 67 человек.

Известно, что подготовительные работы по пуску лавы отставали от графика, который предусматривал проведение вентиляционного и конвейерного штреков от конвейерного уклона к фланговому уклону, нарезку монтажной камеры на фланге после сбойки штреков с фланговым уклоном и работу очистного забоя от фланга к конвейерному уклону с прямоточной схемой проветривания. Руководство шахты и объединения, зная о большом газовыделении пласта 14 и представляя все связанные с этим риски, приняло абсурдное решение о пуске лавы прямым ходом. Монтажная камера была нарезана непосредственно от конвейерного уклона, смонтирован комплекс и очистной забой «поехал». Впереди лавы проходческие забои вели вентиляционный и конвейерные штреки, а третий проходческий забой углублял конвейерный уклон. По всей вероятности, во время посадки кровли из выработанного пространства газ был выдавлен в очистной забой, где и взорвался. Вслед прогремело ещё несколько взрывов угольной пыли. Две смены погибло, за исключением нескольких человек, которые совершили ранний выезд.

Причины Править

Анализируя все факторы, можно со 100% уверенностью сказать, что причинами взрыва и катастрофического разрушения шахты (после взрыва шахту попросту закрыли) «Зыряновская» явилось:

  • Грубая ошибка проектирования работ,
  • Крайне неудовлетворительное проветривание горных выработок (известно, что примерно за неделю до взрыва в проходческом забое произошла вспышка метана),
  • Неисправность электрооборудования,
  • Неисправность работы датчиков газовой защиты,
  • Отсутствие водяных и сланцевых заслонов,
  • Неправильная организация охраны труда и ЗАРАБОТНОЙ платы.

Следует отметить ещё одну ужасную особенность нашей действительности: никто из руководящих работников объединения Южкузбассуголь и шахты «Зыряновская» не был наказан. Более того, почти все они ушли на повышение и впоследствии стали причастны к последующим катастрофам на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная», которые также входят в данное объединение.

Прокуратура сочла, что инженерная несостоятельность ответственных работников «Зыряновской» требует привлечения к уголовной ответственности за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах бывшего гендиректора шахты Владимира Бинштока, главного инженера Василия Кузьминича, начальника участка № 3 Александра Шилкова, начальника участка вентиляции и техники безопасности Андрея Мельникова и его первого заместителя Константина Агафонова. Данных о результатах расследования нет, однако известно, что в 2000 г. Биншток возглавлял шахту «Тайжина» УК «Кузнецкуголь», в 2000—2001 гг. — исполнительный директор по производству УК «Кузнецкуголь», с 2003 г. — исполнительный директор ОУК «Южкузбассуголь».

Ссылки Править